Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо  Табор уходит в небо

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Табор уходит в небо

Табор уходит в небо

1976, 96 мин., «Мосфильм»
Режиссер и сценарист Эмиль Лотяну, композитор Евгений Дога
В ролях Светлана Тома, Григоре Григориу, Ион Шкуря, Павел Андрейченко, Серджу Финити, Борислав Брондуков, Ляля Черная, Барасби Мулаев, Нелли Волшанинова, Михаил Шишков, Николай Волшанинов, Василий Симчич, Мария Капнист, Всеволод Гаврилов, Елена Садовская, Георге Димитриу, Белаш Вишневский, Алена Бузылева, Думитру Мокану, Альгирдас Пинтукас

По мотивам ранних рассказов Максима Горького, в основе сюжета-pассказ «Макар Чудра». Несколько пересекающихся историй любви гордой красавицы цыганки Рады и конокрада Лойко Забара; золотоволосой Юлишки, влюбленной в Лойко; дворянина Силади, страстно любящего Раду. Жизнь цыганского табора проходит на фоне быта и нравов Бессарабии второй половины девятнадцатого века, провинциальной окраины Австро-Венгерской империи…
На международных кинофестивалях в Сан-Себастьяне; Белграде и Праге картина получила главные призы.
Эмиль Владимирович Лотяну (1936-2003) заставил о себе говорить своим первым фильмом «Красные поляны», в котором открыл для кино 17-летнюю дебютантку Светлану Тома. Этот фильм связал судьбы Режиссера и Актрисы, отношения между которыми то прекращались, то возобновлялись. Когда он увидел ее в роли Маши в фильме Владимира Венгерова «Живой труп», то сказал: «Вот я тебя сниму в роли цыганки, и ты увидишь, что это такое!» Но только спустя шесть лет показал ей сценарий «Табора». Она с удовольствием его прочитала и, уверенная, что на главную роль Лотяну пригласит какую-нибудь знаменитость из Москвы, гадала, которую из цыганок он ей предложит. И обомлела, услышав: «Радду!». О такой роли молодая актриса Светлана Андреевна Тома (р. 1947) могла только мечтать. Получилось так, что сценарий на Кишиневской студии не утвердили с мотивировкой «неактуально» (!). Но вмешался Случай: директора киностудии «Молдова-фильм» Леонида Мурсу пригласили директором Экспериментального кинообъединения «Мосфильма», где худруком был Григорий Чухрай. И Мурса предложил Лотяну реализовать идею с «Табором». Светлану Тома вызывали в Москву на пробы. Потом на повторные. Видимо, ее утверждение на главную роль не прошло гладко, но режиссер настоял на своем. И так родилась Радда, ставшая визитной карточкой актрисы, которую читатели «Советского экрана» в 1976 году назовут лучшей актрисой года. Актриса потом снимется в фильмах: «Благочестивая Марта» (1980), «Люди в океане» (1980), «Анна Павлова» (1983-86), «Капитан Фракас» (1984), «Семь криков в океане» (1987), «Западня» (1988), «Сувенир для прокурора» (1989), «Поклонник» (1999), «У Чертова логова» (1999), «Воровка» (2001), «Бедная Настя» (2003), «Родные и близкие» (2007) и др. Фильм получился ярким, праздничным, пронизанным вольной цыганской поэтикой и прекрасной музыкой Евгения Доги. Но за видимой легкостью скрывался тяжелейший труд всей киногруппы, и в особенности актрисы Тома. Так, чтобы выработать танцующую цыганскую походку, ей приходилось часами ходить с грузом на ногах и голове. Она сама пела, танцевала, без дублерши выполняла сложные трюки, что едва не стоило ей жизни. Произошло это в Вильнюсе, где снимали сцену, в которой Радда управляла коляской. Выросшая в деревне, Светлана была прекрасной наездницей, легко управлялась и с запряженными лошадьми, но ассистенты по неопытности доставили с конезавода необъезженных лошадей, и они два дубля неплохо справлялись с задачей, а на третьем, испугавшись автомобильного гудка, понесли и резко рванули влево. Коляска сильно накренилась и должна была вот-вот перевернуться. Чтобы не допустить этого, актриса на полном скаку выпрыгнула из нее-центр тяжести сместился, и коляска выровнялась. Все, кто наблюдал эту сцену, похолодели в уверенности, что актриса если и не погибла, то основательно покалечилась. Но тут вновь мистически вмешалось Провидение или, как считает сама актриса, ангел-хранитель: она упала на тяжелый канализационный люк, но отделалась легкими ушибами и царапинами. Когда все бросились ее поднимать, прочитали надпись на чугунной крышке, что на этом месте несколько лет назад погиб оператор Вильнюсской киностудии. Эта роль стала самой любимой для Тома, потому что в ней мало слов, а больше выразительной пластики. По ее мнению, слова на 90 процентов состоят изо лжи, а вот глаза, жесты, поступки людей не лгут. Проблемы со сдачей картины были немалые: Лотяну наотрез отказался вырезать сцену, где Радда предстает с обнаженной грудью-по тем временам чуть ли не порнография! Скрепя сердце начальство уступило, и фильм вышел на экраны. Он занял 1-е место в прокате, собрав на сеансах 65 миллионов зрителей, и получил около тридцати международных наград, в том числе: в Гран-при Сан-Себестьяна-76-«Большую золотую раковину», призы в Белграде (1977), Панаме (1977), Париже (1979) и др. Эмиля Лотяну, который потом снимет: «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Анна Павлова» (1983), «Лучафэрул» (1987) и др., на родине назовут лучшим молдавским режиссером столетия, а Светлану Тома-лучшей актрисой столетия. Им вручат статуэтки, названные «Молдавским «Оскаром», и на открытой в Кишиневе Аллее звезд звезды с их именами навечно рядом. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Из всех вин самое пьянящее-это воля. Кто больше знает, дурак или мудрец? Дурак. Мудрец во всем сомневается. Кур красть нельзя, гусей красть нельзя, бублики и те красть нельзя! Как жить на белом свете прикажете, ваше сиятельство? (Буча)-Буча. Что же красть? Зобар. Девок и коней, а не можешь-учись ремеслу. Мордой не вышел для дел благородных (Буча). Не люби деньги-обманут. Не люби женщин-обманут. Провинция, господа! Здесь даже удавить человека и то не умеют. Доносы пишут с орфографическими ошибками!