Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Такси-блюз

1990, 105 мин., «Ленфильм»
Режиссер и сценарист Павел Лунгин, композиторы Юрий Кузнецов и Владимир Чекасин
В ролях Петр Мамонов, Петр Зайченко, Владимир Кашпур, Наталья Коляканова, Елена Сафонова, Сергей Газаров, Евгений Герчаков, Дмитрий Пригов, Игорь Золотовицкий, Валерий Хлевинский, Елена Степанова, Владимир Стержаков, Константин Афонский, Александр Буянов, Лидия Ежевская, Николай Ежевский, Сергей Галкин, Ирина Джапакова, Вячеслав Горбунчиков, Александр Иншаков, Вадим Лопатин

Мелодраматическая история о том, как жизнь соединила двоих ни в чем не схожих людей-практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта…
На мой взгляд, Павел Лунгин дебютировал в режиссуре всплеском энергии, накопленной за годы зажатой цепкими цензурными клещами сценарной поденщины. Правда, после приза на Каннском фестивале иные строгие ценители искусства поспешили сообщить, что никакой режиссерской заслуги в том нет. Дескать, для иностранцев фильм-сюрреалистический паноптикум с жутью казарменного имиджа грязных подворотен, сортиров, барахолок, коммуналок, подсобок, отделений. Быть может, французам картина Лунгина и вправду виделась именно так. Но к художественному уровню фильма это, по-моему, не относится. Фильм поставлен уверенной рукой. Жестко, с ощутимым привкусом горечи и злой иронии. На фоне российской экранной чернухи порога 1990-х годов, «Такси-блюз» привлекал подлинным драматизмом, нестандартным изобразительным решением, блестящими актерскими работами. Сам известный музыкант, лидер группы «Звуки Му» Петр Мамонов играет у Лунгина талантливого саксофониста-бомжа. Играет на контрастах-от истерично-пьяного бреда и плача его герой прорывается к усталому ощущению бесперспективности жизни. Мамонов своеобразно строит пластический рисунок роли: весь на изломах, острых углах, с пульсирующей мимикой и аффектацией жестов. Таксист в исполнении Петра Зайченко кажется в первых кадрах полной противоположностью своему случайному пассажиру и несостоятельному должнику-мощный торс, неторопливые движения «на все сто» уверенного в себе человека. Герои такой стати и внешности в 1970-х-80-х годах были желанными гостями экранного рабоче-крестьянского официоза. Но нет, как бы развернув скрытые и подавляемые чувства и мысли одного из своих прежних персонажей (помните «Парад планет»?) в поступки, Петр Зайченко открывает нам драму сильного, но напрочь искалеченного Системой героя, привыкшего безо всяких угрызений совести втридорога драть с ночных пассажиров за дополнительные услуги ликероводочного характера. Какие там идеалы рабочего класса и вера в светлое будущее! Несмотря на фантасмагоричность событий, в фильме почти нет ничего киношного (кроме, разве что, педалированно голливудской финальной автогонки и американского вояжа). Между тем в фильме нельзя не ощутить сострадания к забубенным судьбам героев. Какими бы не были низкими поступки персонажей фильма, авторы ни на миг не забывают, что они все-таки люди. И пусть человеческое пробивается в них крайне редко, в ситуациях, как принято говорить, экстремальных, Павел Лунгин дает своим героям шанс. Быть может, последний. «Такси-блюз»-фильм в некотором роде исключительный для нашего кино. Во-первых, это не совсем наш фильм, он задуман и выполнен с устремленным прицелом на международный рынок. И выполнен в этом смысле очень успешно. У Лунгина явно чувствуется увлечение американскими сюжетами; некоторые из них видны невооруженным глазом, например, «Таксист» Скорсезе, но все они даны в более мягком, «французском» стилевом варианте. И в то же время сам материал картины-это наша родимая «чернуха», которая обычно выглядит как нечто дикое, пугающее, космическое, совершенно внерациональное и непонятное для иностранцев. В «Такси-блюз» русский иррационализм введен в координаты западного сознания. Вы можете называть его постмодернистским, так оно, вероятно, и есть, но в самой этой трансплантации мне не хватает естественности. Слишком понятно, как это сделано (хотя сделано замечательно).