Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
В поисках вдохновения и новых тем известный столичный
писатель Есенин отправляется в провинцию. Неожиданно для себя он обнаруживает,
что здесь люди живут совсем иначе, чем в привычном ему мире. Случайно
он становится свидетелем чужой любовной драмы-отъезжающего в Израиль диссидента
Андрея и интеллигентки Саши. Он потрясен этим сложным конфликтом и невыдуманными
проблемами, где нет места ни меланхолиям, ни депрессиям. В сложившейся
ситуации герой решает ехать в Москву…
Из-за цензурных преград авторский вариант фильма был выпущен в прокат
только в 1986 году. Союз кинематографистов СССР-премия за лучший сценарий
секции кинодраматургов (Александр Червинский). Берлинский международный
кинофестиваль-Гран-при «Золотой Медведь», приз FIPRESCI и приз CICAE (международной
конфедерации арт-хаус фильмов). Количество зрителей в СССР-3, 9 миллионов
человек.
«Нравственность есть правда». Эти слова Василия Шукшина вспоминаются после
просмотра фильма Глеба Панфилова «Тема». Противоречивая фигура драматурга
Кима Есенина, впечатляюще сыгранная Михаилом Ульяновым, далека от хрестоматийных
представлений о заслуженных писателях. Ким Есенин, не первый десяток лет
растрачивающий свой талант в угоду конъюнктуре, олицетворяет собой процесс,
порождаемый постоянными компромиссами в жизни и в искусстве, живучим принципом
«кабы чего не вышло», желанием густо затушевать недостатки, обрисовать
окружающую жизнь ослепительно-розовыми красками. Михаил Ульянов играет
сильную личность. Ким Есенин на голову выше своих приятелей-беллетристов,
поставивших свое перо на конвейер для получения очередного гонорара, которых
нигде и никогда не мучают угрызения совести. Драма героя М. Ульянова в
том, что пусть поздно, но понимает он, что нельзя так больше жить, нельзя
писать вещи, нужные кому-то, а не самому художнику. Актер блестяще показывает,
как в его персонаже борются две стихии: горькое прозрение, самобичевание
и укоренившаяся привычка к лауреатству. Привычка жить двойной бухгалтерией-вот
это для себя или узкого круга избранных, а это вот-для публики, масс-стала
второй натурой Кима Есенина. Глебу Панфилову всегда удавались женские
характеры. Одну из главных ролей играет Инна Чурикова. Ее Александра по
профессии-искусствовед, сотрудник местного музея. Скромная, сосредоточенная,
в строгом костюме, безукоризненно владеющая французским, она как бы олицетворяет
собой лучшие черты российской интеллигенции. Она, единственная из людей,
окружающих Клима Есенина во время его выезда в провинцию, говорит ему
правду об истинной, а не номенклатурной значимости его творчества, так
как органически не способна лгать даже во имя сохранения добрых отношений.
Любовь к Родине, к тем безграничным заснеженным просторам, которые так
бережно и вдохновенно снимает камера Леонида Калашникова, к шедеврам русской
старины, к ценностям отечественной культуры звучит в «Теме» не через абстрактные
понятия, а в человеческих судьбах, в конфликтах мировоззрений, Добра и
Зла, искренности и фальши, правды и лжи.