Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Тема

1979, 99 мин., «Мосфильм»
Режиссер и сценарист Глеб Панфилов, сценарист Александр Червинский, композитор Вадим Биберган
В ролях Михаил Ульянов, Инна Чурикова, Евгений Весник, Евгения Нечаева, Сергей Никоненко, Наталья Селезнева, Станислав Любшин

В поисках вдохновения и новых тем известный столичный писатель Есенин отправляется в провинцию. Неожиданно для себя он обнаруживает, что здесь люди живут совсем иначе, чем в привычном ему мире. Случайно он становится свидетелем чужой любовной драмы-отъезжающего в Израиль диссидента Андрея и интеллигентки Саши. Он потрясен этим сложным конфликтом и невыдуманными проблемами, где нет места ни меланхолиям, ни депрессиям. В сложившейся ситуации герой решает ехать в Москву…
Из-за цензурных преград авторский вариант фильма был выпущен в прокат только в 1986 году. Союз кинематографистов СССР-премия за лучший сценарий секции кинодраматургов (Александр Червинский). Берлинский международный кинофестиваль-Гран-при «Золотой Медведь», приз FIPRESCI и приз CICAE (международной конфедерации арт-хаус фильмов). Количество зрителей в СССР-3, 9 миллионов человек.
«Нравственность есть правда». Эти слова Василия Шукшина вспоминаются после просмотра фильма Глеба Панфилова «Тема». Противоречивая фигура драматурга Кима Есенина, впечатляюще сыгранная Михаилом Ульяновым, далека от хрестоматийных представлений о заслуженных писателях. Ким Есенин, не первый десяток лет растрачивающий свой талант в угоду конъюнктуре, олицетворяет собой процесс, порождаемый постоянными компромиссами в жизни и в искусстве, живучим принципом «кабы чего не вышло», желанием густо затушевать недостатки, обрисовать окружающую жизнь ослепительно-розовыми красками. Михаил Ульянов играет сильную личность. Ким Есенин на голову выше своих приятелей-беллетристов, поставивших свое перо на конвейер для получения очередного гонорара, которых нигде и никогда не мучают угрызения совести. Драма героя М. Ульянова в том, что пусть поздно, но понимает он, что нельзя так больше жить, нельзя писать вещи, нужные кому-то, а не самому художнику. Актер блестяще показывает, как в его персонаже борются две стихии: горькое прозрение, самобичевание и укоренившаяся привычка к лауреатству. Привычка жить двойной бухгалтерией-вот это для себя или узкого круга избранных, а это вот-для публики, масс-стала второй натурой Кима Есенина. Глебу Панфилову всегда удавались женские характеры. Одну из главных ролей играет Инна Чурикова. Ее Александра по профессии-искусствовед, сотрудник местного музея. Скромная, сосредоточенная, в строгом костюме, безукоризненно владеющая французским, она как бы олицетворяет собой лучшие черты российской интеллигенции. Она, единственная из людей, окружающих Клима Есенина во время его выезда в провинцию, говорит ему правду об истинной, а не номенклатурной значимости его творчества, так как органически не способна лгать даже во имя сохранения добрых отношений. Любовь к Родине, к тем безграничным заснеженным просторам, которые так бережно и вдохновенно снимает камера Леонида Калашникова, к шедеврам русской старины, к ценностям отечественной культуры звучит в «Теме» не через абстрактные понятия, а в человеческих судьбах, в конфликтах мировоззрений, Добра и Зла, искренности и фальши, правды и лжи.