У вдовы все готово к свадьбе ее сына Акьегета и красавицы
Зубаржат. Но на междоусобной войне погибает старший сын и Акьегат, согласно
обычаю, должен сочетаться браком с его женой…
Диплом жюри XII Всесоюзного кинофестиваля в Ашхабаде. Количество зрителей
в СССР-4, 5 миллиона человек.
Пьесу народного поэта Башкирии Мустая Карима «В ночь лунного затмения»,
по которой снят фильм, обычно называют трагедией, своеобразным вариантом
«Ромео и Джульетты». Такое сравнение возможно, хотя и поверхностно. Отличие
заключается и в иных исторических условиях и в разности национальных культур.
Главное, что привлекает-поэтика автора. Не случайно в фильме звучат в
исполнении Иннокентия Смоктуновского стихи удивительного туркменского
поэта ХVII века Махтумкули и отрывки из «Книги песнопений» армянского
поэта XI века Григора Нарекаци. Когда началась работа над фильмом, каждый
новый день ставил множество вопросов передо мной, художником Виктором
Тихоненко и оператором Виктором Осенниковым, приглашенным из Алма-Аты.
В работе с художником мы отталкивались от картин Николая Рериха, а с оператором
пришли к мысли снимать, как на цветной, так и на черно-белой пленке, на
резких переходах от крупного плана к общему. «Фактура нашего фильма: выжженная
степь и камень, горы и небо. В них есть неподвижность и прочность, спорящие
со временем. Их однообразная протяженность вызывает у человека удивление
перед огромностью мира, желание найти в нем свое место. Для натурных съемок
была выбрана Киргизия. Здесь нет буйства природы, нет щедрости красок,
а есть ощущение какой-то уравновешенности, ощущение того, что все это
было века и пребудет надолго».