Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега  Вариант Омега

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Вариант Омега

Вариант Омега

1975, 356 мин., ч/б, «ТО Экран»
Режиссер Антонис-Янис Воязос, сценарист Николай Леонов, композитор Богдан Троцюк
В ролях Олег Даль, Игорь Васильев, Елена Прудникова, Ирина Печерникова, Евгений Евстигнеев, Вадим Яковлев, Сергей Полежаев, Пауль Кальде, Александр Калягин, Алексей Эйбоженко, Федор Никитин, Виталий Коняев, Людмила Иванова, Рейно Арен, Эйнари Коппель, Игорь Кан, Александр Липов, Валерий Лысенков, Дмитрий Орловский, Юлле Кони

В основе фильма-документальный материал о действиях советской разведки в оккупированном гитлеровцами Таллинне. 1942 год. Советский разведчик Сергей Скорин внедряется в разведывательные органы фашисткой Германии стремящиеся дезинформировать ставку Верховного командования Советских Вооруженных Сил. В результате его действий стратегическая дезинформация поступает не в Москву, а в Берлин и вводит в заблуждение немецкое командование…
В 1974 году был издан роман Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция Викинг», который заинтересовал руководство Гостелерадио. Действительно, тема ударная и беспроигрышная: война, наш разведчик-Сергей Скорин в поединке с умным противником бароном фон Шлоссером. Сражение характеров и интеллекта. Тем дороже победа, «наша победа» (если вы помните Кадочникова в «Подвиге разведчика»). Ответ на вопрос, почему поручили осуществить экранизацию романа греку Воязосу, снявшему единственный полнометражный фильм «Жизнь хорошая штука, брат!» (1966), теряется в дымке времени. Сведения о нем весьма скудные: Антонис-Янис Воязос (р. 1930 в Салониках)-режиссер, сценарист. Работал токарем на Ташкентском механическом заводе, печатался в греческой эмигрантской газете. В 1957-58 годах учился на режиссерском факультете Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского, в 1967 году окончил ВГИК (мастерская М. Ромма). С 1952 года-партийный работник в «странах народной демократии». Живет в Греции. Кстати, греческий Интернет по его поводу вообще хранит молчание. Но он взялся и снял свой самый знаменитый фильм. На главную роль режиссеру в порядке приказа «предложили» актера Андрея Мягкова. Но Воязос уперся: «Только Даль!» Его стали стращать: актер пьющий, с конфликтным характером. Но Воязос владел достоверной информацией, что Даль «зашился». Словом, слышать больше ни о ком не хотел, а фильм с рабочим названием «Не ради славы» уже запущен, деньги государственные «тикают», пора выезжать в экспедицию в Таллин, где разворачивается место действия фильма… Как компромисс-он отказался от утвержденного Валентина Гафта, которого видел в образе аристократа-интеллектуала фон Шлоссера. Эту роль отдали Игорю Васильеву, и не прогадали. Игорь Алексеевич Васильев (1938-2007)-актер и режиссер МХАТа. Снимался в фильмах: «Строится мост» (1966), «Инженер Прончатов» (1973), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Похищение «Савойи» (1979), «Долгий путь в лабиринте» (1981), «Завещание профессора Доуэля» (1984), «Плащаница Александра Невского» (1992), «МУР есть МУ 3» (2005), «Пером и шпагой» (2006-07) и др. Самой его звездной ролью так и остался немец Шлоссер. Сам Даль сильно сомневался, стоит ли связываться с неизвестным режиссером и этим фильмом: свежа была горечь «Земли Санникова», которую он, несмотря на зрительский успех, считал халтурой. После этой картины он от многих предложений стал отказываться. Не сыграл Лукашина у Эльдара Рязанова в «Иронии судьбы, или С легким паром». Сначала согласился, а потом отказался от Хлестакова в картине «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, хотя до этого снялся у него в фильме «Не может быть». Анастасия Вертинская ездила к нему домой уговаривать согласиться на роль учителя Миррою (которую впоследствии сыграл Игорь Костолевский) у Михаила Козакова в «Безымянной звезде»-напрасно… Можно представить, от чего отказывался Даль: играть у талантливых и знаменитых…Даль серьезно поговорил с Янисом Воязосом и результатом беседы остался доволен. Более того, стал надеяться, что сможет, наконец, создать лучший образ киногероя в своей биографии. В одном из редких интервью он сформулировал свое отношение к роли: «Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки-мои, слова-мои, мысли-мои… Скорин мне интересен своей парадоксальностью. Он не супермен. Просто человек, отстаивающий свои убеждения… В моем Скорине-та самая прелестная «страннинка», которая привлекает меня в людях». Судя по восторженному приему фильма зрителями, роль Скорина получилась, остряки сразу переиначили название фильма в «Вариант Олега». Где он, этот день, И на каком календаре отмечен он чертою, Где он, этот день? В каких краях искать, в каком году, Где он, этот день, мы заплатили за него Давным-давно с лихвою. Что ж он не приходит, этот самый долгожданный заревой Победный день, негромко, без пафоса поет Олег Даль. Он вообще умел все делать очень профессионально, но не выпячивая свои таланты. Михаил Козаков вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвело пение Даля под гитару на Дина Рида. Тот спросил: «Где купить ваши диски?» Негде…Ни где…Как ни скажи-ответ один: так мало сумел реализоваться этот талантливый человек. Но хоть один-единственный дивиденд с этой роли поимел: впервые с этим фильмом его выпустили на фестиваль за границу, хотя это и была социалистическая Прага. Фразы из сериала, ставшие крылатыми: Любовь-грозное оружие, а ничейного оружия не бывает. Если оно не в твоих руках, значит, оно в руках врага (Симаков). Личная жизнь разведчика-его тыл, можно сказать. Ты уж извини меня за красивые слова, но человек без любви-не человек вовсе, а так, пустышка (Симаков). Гнев есть кратковременное безумие (Шлоссер). Целлариус. Ничего, барон, теперь вы отыграетесь. Шлоссер. Война с русскими-не партия в кегли. Два года отпуска за плохие документы не предоставляют. Поздравляю с премьерой, коллега. Ваша рация дала первый бой. Выпьем за наш успех (Скорин). Умные люди предусмотрительны (Скорин). Терпение, мой друг, основная добродетель разведчика (Шлоссер). Вы заманили рыбу в пруд, теперь надо ее найти и поймать (Целлариус). Начальство не осуждают и не обсуждают (Скорин). Стоит мужчине надеть мундир, как он уже считает себя победителем (Лотта). Скорин. Видите ли, майор, я идейный враг фашизма. Шлоссер. О да! Фашизм! Коммунизм! Символы, капитан. Се ля ви, фрейлейн. Чтобы жить, надо уметь побеждать (Шлоссер). Вы профессионал и должны уметь проигрывать (Шлоссер). Какая прелесть. До чего ж мы, немцы, сентиментальны (Шлоссер).