Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Васса Железнова

1953, 104 мин., «Киностудия им. М. Горького»
Режиссеры Леонид Луков и Константин Зубов, композитор Лев Шварц
В ролях Вера Пашенная, Михаил Жаров, Николай Шамин, Валентина Евстратова, Екатерина Еланская, Елизавета Солодова, Варвара Обухова

Фильм-спектакль по одноименной пьесе М. Горького. Постановка Малого театра СССР. В конце августа-начале сентября 1910 года Максим Горький отправил одному из редакторов журнала «Современник» заметку: «Написал пьесу о матери». Пьеса была впервые напечатана в «Сборнике товарищества Знание за 1910 год», книга тридцать третья, СПБ. 1910, с подзаголовком «Сцены». Одновременно она вышла отдельной книгой с подзаголовками «Мать», «Сцены» в издательстве И. П. Ладыжникова, Берлин. После 1933 года Максим Горький отредактировал пьесу, а в 1935 году написал ее «второй» вариант, где обострил тему классовой борьбы. Первый вариант пьесы «Васса Железнова» был включен во все собрания сочинений Максима Горького. Прототипом главной героини пьесы стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Мария Капитоновна Кашина (1857-1916, в Нижнем Новгороде ее дом сохранился в перестроенном виде). Семейная трагедия Кашиных почти полностью отражена в пьесе. Пьеса рассказывает о жизни Вассы Железновой, богатой судовладелицы. Формально, пьеса охватывает 2 дня из жизни главной героини, но по ходу действия раскрывается предыстория персонажей.
Васса Борисовна и ее старший брат Прохор Борисович-наследники известного купеческого рода Храповых. Когда-то юная Васса полюбила красавца капитана Железнова и, несмотря на то, что жених был старше ее на 18 лет, обладал неспокойным, агрессивным нравом-настояла на своем выборе перед родней и вышла за него замуж. С этого решительного шага и начался путь Вассы как натуры волевой, деятельной и властной. Теперь Вассе 42 года, ее мужу 60. Но именно Васса-глава пароходства Железновых и торгового дела, миллионерша, истинная глава семьи. Ее старший брат Прохор, напротив, в жизни повиновался лишь своим слабостям и постепенно из наследника храповских капиталов превратился фактически в приживала у сестры. При этом, если бы не Васса, Прохор бы давно пропил и прогулял свою часть наследства, но сестра забрала и крепко держит долю Прохора в своих руках, не допуская его до дел, ушедших далеко вперед. Впрочем, Васса неплохо содержит брата, и тот продолжает проводить дни в праздности, кутежах с зятем, Сергеем Железновым. Кроме того, у вполне пожилого Прохора связь с горничной Лизой, которая беременна от него, чего страшно стыдится и скрывает-хотя в доме ее положение уже не секрет. Прохор лебезит перед Вассой и при этом ненавидит ее, считая себя не только обделенным финансово, но при этом еще и лишенным шанса сделать карьеру актера, к которой у него лежала душа. У Вассы и Сергея Железновых родилось многочисленное потомство, но выжило только трое детей: старший сын Федор, дочери Наталья и Людмила. Федор, предполагаемый наследник Железновых, живет за границей, у него слабое здоровье. Из реплик персонажей становится ясно, что Федор, влюбившись в еврейку и участницу революционного движения Рашель, такую же сильную женщину как и Васса, разошелся с матерью во взглядах на свое будущее и не намерен заниматься делами пароходства. Вскоре из-за преследований властей Федор и Рашель уехали за границу на деньги Вассы. Их сына, своего внука Колю, Васса оставила пока у себя, Коля живет в деревне, не разделяя скитальческую жизнь родителей. Рашель, признающая силу и решительность Вассы Железновой, презирает ее как капиталистку, думающую только о прибыли, но берет ее деньги на революционную борьбу и, пока Федор болен, согласна на то, чтобы ее сын жил у бабушки. На сцене Федор, в отличие от Рашели, не появляется. Старшая дочь Железновых, Наталья, обладает сильным «храповским» характером. Но при этом она под влиянием отцовской разгульной жизни, материнской категоричной властности и общего богатства приобрела вздорный нрав и сама не знает, чего хочет: проводит дни в праздности, хочет, но не может учиться. Наталья в глубине души уважает мать, но ненавидит ее; своего неугомонного отца она презирает и по-своему любит. Воля Натальи рассредоточена, она бесцельно живет в родительском доме на всем готовом. Людмила, или «Людочка» для домашних-младшая дочь Железновых, полудевушка-полуподросток. Самый добрый, наивный и одинаково всех любящий член семьи, но при этом явно пребывающая не в себе барышня, которую расстраивают ссоры внутри семьи.
Также немаловажным персонажем в доме Железновых является Анна Оношенкова, помощница и секретарь Вассы.
Действие начинается ранним утром в кабинете Вассы, в котором она встречается с управляющим пароходством Гурием Коротких-дела идут хорошо, но Васса ведет неустанную борьбу с конкурентами за прибыль. Затем с тайным визитом приходит влиятельный член окружного суда Мельников. Он за огромное вознаграждение помогает хозяйке дома решить проблему уголовного дела, заведенного в отношении Сергея Железнова. 60-летний отец семейства сохранил свое богатырское здоровье и продолжает тратить его на попойки и разврат: в поисках новых удовольствий Сергей позволил себе посещать бордель с несовершеннолетними и попал в облаву. До сего дня Вассе удавалось пока что сдерживать информацию о ведущемся расследовании, она через Мельникова раздала огромные взятки, чтобы вытащить Сергея. Но в то утро Мельников сообщает, что избежать суда не удастся: дело взял в руки новый, желающий сделать большую карьеру прокурор, которому нужны не деньги, а громкий процесс в отношении миллионера Железнова. По-прежнему обещая Мельникову любые деньги за содействие, Васса тем не менее четко сознает, что ее усилия тщетны и Железновым не удастся избежать скандала. К матери приходит Людочка, но у нее пока нет времени приласкать дочь. Она вызывает к себе горничную Лизу, упрекает ее за плохую работу. Она вызывает к себе мужа, приходящего в себя после загула, и сообщает об итогах следствия. Сергей Железнов, под мужественной внешностью которого таится слабый и опустившийся человек, не может принять реальность, он пытается обвинить жену в том, что она мало давала и довела его до каторги, хотя очевидно, что это не так и Сергей стал жертвой собственных пороков, а самой Вассе бесконечно противно происходящее. В Железновой борются сложные чувства: когда-то она страстно любила Сергея и терпела ради своей любви унижения и измены. Она и теперь не вполне равнодушна к этому яркому, но слабому и запутавшемуся мужчине. Но честь семьи для Вассы, положение детей, риск не выдать за приличных людей подросших дочерей-важней всего. Она начинает уговаривать Сергея избавить детей от позора, а себя от каторги и принять порошок. Фактически, она толкает мужа на самоубийство. Сергей в ужасе отказывается, он готов жить на каторге, лишь бы жить. Васса заклинает Сергея, попрекая его тем, что он всегда жил для себя, не думая о последствиях: Людмилу напугал, приведя в дом проституток, с тех пор она не в себе; Наталью испортил, приучив пить вино и жить ради удовольствий. Сергей продолжает отказываться от порошка, но менее решительно. Васса оставляет его. В гостиной встречаются Прохор и Наталья. Прохор подслушал и уже знает, что капитана Железнова будут судить за растление. По этому поводу он пребывает в страхе перед скандалом, но также предвкушает позор Сергея, которому, несмотря на дружбу, завидовал, и очевидные проблемы сестры, из которых ей уже не выкрутиться. Наталья трезво рассуждает, что надо дать взятку побольше. Прохор отвечает, что мать уже столько дала-но ничего не помогло. Горничная Лиза, мучающаяся от скрываемой беременности, рассказывает, что слышала какой-то разговор, и Васса Борисовна просила хозяина принять порошок. Появляется Людмила, потом сама Васса. Несмотря на ласковость Людочки, ласкающейся к матери, атмосфера в доме сгущается. Неожиданно прибегает Лиза, обнаружившая тело мертвого Железнова. Наталья догадывается, что это самый выгодный исход дела, так как судить теперь некого. Внешне она остается равнодушной к этому факту. Прохор, который после смерти Сергея понимает смысл разговора про порошок, смотрит на сестру с ужасом и невольным восхищением: «Великан ты, Васса!». Васса жестко обрывает Прохора-после того, как дело сделано, она не желает терпеть даже намеков на свое участие в убийстве или самоубийстве Сергея.
Со смерти Сергея Железнова проходит несколько недель. Васса обсуждает со своей помощницей Анной Оношенковой события недавнего прошлого-слухи, которые ходят в городе по поводу якобы угоревшей в бане горничной Лизы (на самом деле повесившейся, не вынеся позора своей беременности от Прохора), отношения Натальи с сыном Мельникова, флирт шофера Пятеркина с Людочкой. Неожиданно из-за границы приезжает невестка Рашель. Сын Вассы, Федор, тяжело болен и умирает. Рашель приехала забрать сына Николая, который живет с Вассой. Внук Коля-надежда Вассы, ее основной наследник, именно ему она собирается передать компанию. Рашель-революционерка, ее разыскивает полиция. Васса угрожает Рашель выдачей жандармам, обещает отступить в обмен на отказ от притязаний на Колю. Васса, несмотря на силу своего характера, глубоко страдает. Она любит своих детей, но сознает, что ее дети-неудачники. Федор умирает, Наталья спивается, Людмила не от мира сего. Васса неожиданно умирает. Ее смерть принимается семьей равнодушно, и только дочь Людмила оплакивает мать.