В основе фильма-факты из биографии американского писателя
О. Генри и две его новеллы. Обыкновенная продавщица Дулси мечтает о необыкновенно
прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера-великого
утешителя мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего
свою литературную деятельность в тюрьме. Он увидел чудовищные зверства
американских тюремщиков, но его возмущение выражается в форме робкой апелляции
к чувству человечности у жестоких палачей. Среди заключенных есть кучка
привилегированных. Это те, кто хорошим поведением снискал у тюремщиков
известные льготы. В их числе-Биль Портер. Ласкающее благодушие его рассказов
расценивается тюремщиками как послушание, как хорошее поведение. Отказавшись
от прямой и честной борьбы, Портер попадает в более страшные тенета, чем
каменный мешок застенка. Начальник тюрьмы страхом и подачками, лестью
и угрозами постепенно делает писателя своим пособником в обмане заключенных,
участником в получении взяток с тюремных поставщиков. Великий утешитель
оказывается сломанным духовно и физически. Разбиваются от соприкосновения
с жизнью и его утешительские идеи: Дульси, доведенная до отчаяния, убивает
обманувшего ее сыщика. Джим Валентайн, прототип героя одного из рассказов
с хорошим концом, погибает от руки палачей…
Это, быть может, один из лучших фильмов классика российского кинематографа
Льва Кулешова (1899-1970). Как неисправимый американист, Кулешов («Мистер
Вест в стране большевиков», «По закону») на сей раз экранизировал новеллы
О. Генри. Герой «Великого утешителя»-писатель, сочиняющий в тюрьме рассказы
со счастливым концом. Наверное, картину Кулешова можно воспринимать и
как своего рода иносказание-попытку размышления о судьбе художника в обществе,
лишенном свободы. Жаль, что «Великий утешитель» оказался последним подлинно
авторским фильмом режиссера. А с середины 1940-х вплоть до самой смерти
режиссер уже не имел возможности выходить на съемочную площадку.