Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Великий утешитель

1933, 91 мин., ч/б, «Межрабпомфильм»
Режиссер, художник и сценарист Лев Кулешов, сценарист Александр Курс, композитор Зиновий Фельдман
В ролях Александра Хохлова, Константин Хохлов, Галина Кравченко, Валентина Лопатина, О. Раевская, Иван Новосельцев, Василий Ковригин, Андрей Файт, Вейланд Родд, Андрей Горчилин, Петр Галаджев, Михаил Доронин, Даниил Введенский, Сергей Слетов

В основе фильма-факты из биографии американского писателя О. Генри и две его новеллы. Обыкновенная продавщица Дулси мечтает о необыкновенно прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера-великого утешителя мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего свою литературную деятельность в тюрьме. Он увидел чудовищные зверства американских тюремщиков, но его возмущение выражается в форме робкой апелляции к чувству человечности у жестоких палачей. Среди заключенных есть кучка привилегированных. Это те, кто хорошим поведением снискал у тюремщиков известные льготы. В их числе-Биль Портер. Ласкающее благодушие его рассказов расценивается тюремщиками как послушание, как хорошее поведение. Отказавшись от прямой и честной борьбы, Портер попадает в более страшные тенета, чем каменный мешок застенка. Начальник тюрьмы страхом и подачками, лестью и угрозами постепенно делает писателя своим пособником в обмане заключенных, участником в получении взяток с тюремных поставщиков. Великий утешитель оказывается сломанным духовно и физически. Разбиваются от соприкосновения с жизнью и его утешительские идеи: Дульси, доведенная до отчаяния, убивает обманувшего ее сыщика. Джим Валентайн, прототип героя одного из рассказов с хорошим концом, погибает от руки палачей…
Это, быть может, один из лучших фильмов классика российского кинематографа Льва Кулешова (1899-1970). Как неисправимый американист, Кулешов («Мистер Вест в стране большевиков», «По закону») на сей раз экранизировал новеллы О. Генри. Герой «Великого утешителя»-писатель, сочиняющий в тюрьме рассказы со счастливым концом. Наверное, картину Кулешова можно воспринимать и как своего рода иносказание-попытку размышления о судьбе художника в обществе, лишенном свободы. Жаль, что «Великий утешитель» оказался последним подлинно авторским фильмом режиссера. А с середины 1940-х вплоть до самой смерти режиссер уже не имел возможности выходить на съемочную площадку.