Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Верные друзья

1954, 95 мин., «Мосфильм»
Режиссер Михаил Калатозов, сценаристы Александр Галич и Константин Исаев, композитор Тихон Хренников
В ролях Василий Меркурьев, Борис Чирков, Александр Борисов, Алексей Грибов, Лилия Гриценко, Людмила Шагалова, Алексей Покровский, Людмила Геника-Чиркова, Юрий Саранцев

Когда-то давно на одной из московских окраин жили три товарища: Сашка-«кошачий барин», Борька-«чижик» и Васька-«индюк». Прошли годы. Чижик стал известным московским хирургом Чижовым, Сашка-профессором-животноводом Лапиным, Васька-академиком архитектуры Нестратовым. Вспомнив когда-то данное всеми обещание, они отправляются на бревенчатом плоту в плавание вниз по реке и претерпевают множество приключений. Для Лапина путешествие оказывается и счастливым: он встречает давно любимую и любящую его женщину Наталью…
Количество зрителей в СССР-31 миллион человек. Из старой рецензии:
«Скажем прямо: просмотр фильма доставил нам немалое удовольствие. Приятно было после долгого перерыва увидеть вновь на экране настоящую комедию, веселую, смешную и содержательную. Прежде всего хочется отметить, что почти на протяжении всего сеанса в зрительном зале то и дело возникает дружный, от души смех. А это-лучшее доказательство тому, что авторы создали действительно комедийное произведение, добились значительного успеха в сложном и серьезном искусстве смешного. Зрители по-разному смеются над различными людьми и явлениями, показанными в фильме. Если смех по адресу двоих из трех верных друзей-Чижова и Лапина-добродушный, дружеский, свидетельствующий об уважении к этим хорошим советским людям, то по отношению к третьему- кадемику Нестратову он имеет уже иной оттенок: мы осуждаем черты бюрократизма в герое, подающем, впрочем, надежду на исправление. Над законченным же бюрократом и приспособленцем начальником строительства Неходой авторы и зритель смеются зло, уничтожающе.
Нет нужды рассказывать здесь о содержании фильма, да это оказалось бы делом громоздким: слишком много мелких, но важных для развития действия событий происходит в нем. Нужно отметить лишь, что все события, случившиеся с друзьями, хорошо входят в сюжет, развивающийся ровно, без рывков и в то же время стремительно, в комедийном ритме. Среди многих удачных находок и авторов сценария и режиссуры, и исполнителей хочется выделить такие эпизоды, как неожиданное выступление друзей на концерте в клубе, их пребывание на «необитаемом» острове, сцену допроса их милиционером, да и многие моменты их пребывания на плоту. Что же касается любовных линий-речника и Кати, Лапина и Натальи Сергеевны, то они менее органично входят в сюжет. Они показались, видимо, нужными авторам лишь потому, что как же, мол, обойтись без любви в полнометражной картине. С интересом смотрится, хотя и кажется инородным, вставленным из какого-то приключенческого фильма, эпизод с пожаром в степи и бешеной скачкой табуна. Произошло это потому, что недостаточно ясно подчеркнут в фильме характер стройки, осуществляемый Неходой (животноводческий городок), не подчеркнуто, что лошади остались беспризорными из-за того, что сорваны планы строительства помещений для них, что история с табуном, как и несчастье с Катей, произошли по вине того же Неходы. Эта и другие сценарные небрежности привели к тому, что в отдельных местах действие развивается по каким-то боковым линиям. Успех фильма решает в основном яркая, мастерская работа артистов (что является заслугой и режиссуры). Вот Чижов и Лапин. Они играют в мягкой, лирической манере. Мы видим большую дружбу хороших и близких нам людей. В этом плане рисует образ Нестратова и артист В. Меркурьев. Он более комедиен, и эта комедийность проглядывает в каждом его движении, жесте, реплике. При этом он более цельно и объемно обрисовал характер этого человека. Чирков-обаятельно комедиен. Менее комедиен Лапин-Борисов. И дело здесь отнюдь не в способностях исполнителя. Мы помним, какой замечательный образ создал А. Борисов в «Мусоргском»: там был материал для творчества, был ярко очерченный, глубокий характер героя. Этого, увы, недостает образу Лапина, в сущности, малоопределенном, нечетком. И тут возникает важный принципиальный вопрос о критериях подбора артистов на роль. Если решено было взять Борисова на роль Лапина, надо было подумать, каким же характером наделить животновода, какую дать ему систему поведения, чтобы артист мог проявить самые драгоценные черты своего творчества. В фильме же Лапин делает, в сущности, то же, что Нестратов и Чижов, но если у них все получается естественно и весело, то у Лапина-столь же естественно, но менее весело. Примерно то же произошло и с артисткой Л. Гриценко. Роль Натальи Сергеевны-совсем не комедийна, и, несмотря на искренность и обаяние игры талантливой артистки, ей не удается выйти из лирически-бытового плана. А для такого, вообще говоря, вполне закономерного решения в рамках данного фильма оправданного места не найдено. Весьма интересен А. Грибов в роли Неходы. Этот образ решен сатирически и даже несколько гротесково во всем, начиная с внешности: какая-то дикая прическа, удлиненная форма головы. Грибов не жалеет красок, чтобы разоблачить, показать всю неприглядную сущность этого человека. Нехода-комедиен, но как отличен он от других комедийных образов фильма. В первые минуты этот образ кажется даже несколько чужеродным для этой картины: мы так привыкли уже к тонкому, тактичному, умеренному юмору, которым наделены три знакомых нам героя. Невольно настораживаешься, увидев Неходу-Грибова, манера его игры кажется нарочитой. Но в этом и состоит дальний прицел актера и режиссера: Нехода заслуживает иного отношения, нежели Чижов, Лапин, Нестратов, и такого отношения сразу же добивается Грибов. Он ловко и хорошо увязывает свою актерскую манеру с общим замыслом сценария, и в конечном счете тонко, тактично и строго рисует резко отрицательную фигуру проходимца Неходы. Здесь образ героя, материал роли соответствует возможности артиста. Кстати говоря, удача Меркурьева-также пример соответствия актерского дарования материалу роли, что позволило актеру показать комедийные черты своего таланта. Хочется отметить и удачный образ милиционера, созданный молодым артистом Покровским. Казалось бы, рядом с Неходой можно было бы увидеть и милиционера-формалиста. Между тем, актер ведет себя очень умно, подчеркивая бдительность героя, его стремление разобраться в сложных обстоятельствах дела, оставаясь при этом целиком в плане комедийно-водевильного решения этих эпизодов. Хороша в фильме музыка, простая, доходчивая. Наконец, к достоинствам фильма следует отнести удачное построение фона, вторых планов. Дело не только в хороших пейзажах и эпизодических персонажах, а в том, что очень хорошо передана бодрая, жизнерадостная атмосфера нашей советской жизни. Во всем этом заслуга режиссера М. Калатозова. Мы знали его до сих пор как постановщика больших драматических кинопроизведений. Теперь открываются новые стороны его творчества: он оказался хорошим комедиографом, умеющим подметить и передать смешные стороны поведения людей, обнажить и осмеять их недостатки. Успех режиссера разделяет с ним и оператор М. Магидсон. Он работал над изобразительным решением фильма, как его подлинный соавтор. Ведь и в построении кадра, в точке зрения аппарата, в компановке элементов изобразительного решения можно выявить и подчеркнуть то, что особенно характерно для комедийного повествования. М. Магидсон чувствует природу смешного и строит кадр, учитывая особенности жанра, характер эпизода, его содержание.
Выпуск фильма-хороший ответ кинематографистов на законные упреки в отсутствии кинокомедий. Картина эта отвечает и на ряд вопросов, возникавших перед комедиографами. Она говорит, в частности, о том, что не обязательно отрицательный персонаж должен быть центральным героем комедии, что можно смешно показать и положительных героев. Наши люди могут быть предметом, объектом комедии, если найдено правильное отношение к этим людям. В фильме это отношение-верное. В этом-основная причина ее успеха.
Кстати, во всех афишах, в рекламе кинотеатров почему-то говорится только, что это-новый цветной художественный фильм. Значит ли это, что кинопрокатчики не считают его комедией? А если не значит-то не следовало бы им стыдиться слова «комедия» и скрывать жанр фильма от зрителей.
«Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке»-пели трое взрослых и вполне успешных мужчин песенку своего детства. На плоту они пустились в путешествие по речке, и это плавание, задуманное как увеселительная прогулка, стало суровым жизненным экзаменом для немолодых людей. Забурел, стал монументальным памятником самому себе академик архитектуры Нестратов-его ярко и остросатирично играет Василий Васильевич Меркурьев (1904-1978). Актер, режиссер, педагог создал в кино много запоминающихся образов. В том числе в фильмах: «Небесный тихоход» (1945), «Золушка» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Донецкие шахтеры» (1950), «Двенадцатая ночь» (1955), «На подмостках сцены» (1956), «Обыкновенный человек» (1956), «Летят журавли» (1957), «Люди на мосту» (1959), «Сережа» (1960), «Полустанок» (1963), «Перекличка» (1965), «Дворянское гнездо» (1969), «Прощание с Петербургом» (1971), «Ксения, любимая жена Федора» (1974) и др. Правда, в роли «индюка» Нестратова создатели фильма поначалу видели мэтра кино Николая Черкасова, но тот по прочтении сценария не просто отказался от роли, но всерьез обиделся, углядев в этом образе пародию на себя. Что ж, это подмечали и современники, корившие великого артиста за самолюбование, менторскую манеру общения и некую отстраненность небожителя. Так что Меркурьев, несмотря на абсолютную внешнюю несхожесть с высоким и тощим Черкасовым, сумел создать его запоминающийся шаржированный образ. Любимец зрителей и властей, после создания образа Максима из трилогии Г. Козинцева и Л. Трауберга «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), Борис Петрович Чирков (1901-1982) даже в героические и лирические роли привносил частичку своей лукавой отстраненности от героев, что делало их простыми и человечными. В «Верных друзьях» его профессор с невозмутимым видом оказывается в комичных ситуациях, выступает на сцене, когда друзей принимают за артистов, а когда понадобится, нешуточно делает сложнейшую операцию девушке Кате. Чирков сыграл более ста ролей в театре и кино. Среди его самых известных фильмов «Чапаев» (1934), «Человек с ружьем» (1938), «Учитель» (1939), «Антоша Рыбкин» (1942), «Фронт» (1943), «Глинка» (1947), «Суд чести» (1948), «Кавалер «Золотой Звезды» (1950), «Нахлебник» (1953), «Рядом с нами» (1957), «Дорогой мой человек» (1958), «Наследники» (1960), «Живые и мертвые» (1963), «Каин XVIII» (1963), «Вызываем огонь на себя» (1963–1964), «Чрезвычайное поручение» (1965), «Мятежная застава» (1967), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Ижорский батальон» (1972), «Горожане» (1975) и др. Третьего друга-«кошачьего барина» Сашку-сыграл Александр Федорович Борисов (1905-1982). Один из самых известных артистов 1940-50-х годов, он снимался в главных ролях в биографических фильмах «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Александр Попов» (1950), «Белинский» (1951) и др. Он всегда радовался возможности сняться в комедии («Максим Перепелица» (1955) и др.), поэтому и согласился на роль Лапина, где ему довелось сыграть и запоздалую любовь. Успеху этой картины в немалой степени способствовал веселый, изящный сценарий, первоначально называвшийся «На плоту», одним из соавторов которого стал Александр Галич (литературный псевдоним Александра Аркадиевича Гинзбурга; 1918-1977)-известный поэт, драматург и бард. По его сценариям поставлены также фильмы «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». Он был идолом шестидесятников и в полной мере испытал на себе гонения за инакомыслие, которые обрушились в 1968 году после знаменитого фестиваля бардов в Новосибирске. В 1971 году его исключили из Союза писателей, в следующем-из Союза кинематографистов. Он совершил поступок, одинаково удививший и настроивший против него как друзей, так и врагов: принял православие. Его крестил Александр Мень. В 1974 году Галич вынужден был уехать из страны. С супругой Ангелиной Николаевной Шекрот они жили сначала в Норвегии, затем в Париже. Его программу «У микрофона Галич» на радиостанции «Свобода» жадно слушали на родине, называя его «совестью интеллигенции». Все годы вынужденной эмиграции он мечтал о возвращении в СССР. Но 15 декабря 1977 года погиб в радиостудии от удара током при подключении новой аппаратуры, как многие считают, при весьма загадочных обстоятельствах. Похоронен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, рядом с Буниным, Шагалом, Мережковским…Верной приметой народной любви к фильму становится песня «Что так сердце, что так сердце растревожено?», которая с экрана приходит в каждый дом и остается на долгие годы, продолжает в новых аранжировках звучать со сцены. Ее включал в свой репертуар Муслим Магомаев, а за ним и более молодые исполнители. Музыку к песне написал композитор Тихон Хренников, слова-известный поэт-песенник Михаил Матусовский (1915–1990). Михаил Львович еще при жизни обессмертил свое имя, написав стихи для таких хитов, как «На безымянной высоте», «Школьный вальс», «Подмосковные вечера» и многих других. Мистическим образом «верные друзья», которым, кстати сказать, в сценарии оставлены их собственные имена, уходили из жизни в мае: Василий Васильевич Меркурьев-12.05.1978, а Александр Федорович Борисов и Борис Петрович Чирков даже в один год-19.05.1982 и 28.05.1982. Режиссер Михаил Калатозов скончался раньше-26.03.1973. Фильм стал лидером проката 1954 года (7-е место), его посмотрело 30 миллионов зрителей, он получил приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1954 году.