Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Веселые расплюевские дни

1966, 84 мин., ч/б, «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького»
Режиссеры и сценаристы Эраст Гарин и Хеся Локшина, композитор Валентин Золотарев
В ролях Анатолий Папанов, Эраст Гарин, Николай Трофимов, Иван Жеваго, Георгий Георгиу, Светлана Харитонова, Александра Денисова, Иван Рыжов, Лев Поляков, Иван Косых, Герман Качин, Владимир Маслацов, Георгий Милляр, Николай Горлов, Евгений Дубасов, Михаил Щербаков, Валентин Брылеев, Петр Мухин

По сатирической комедии А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».
«Смерть Тарелкина»-пьеса Александра Сухово-Кобылина, написанная в 1869 году; жанр пьесы определяют как трагифарс, сам автор назвал ее «комедией-шуткой». Является заключительной частью драматургической трилогии «Картины прошедшего», в которую входят также комедия «Свадьба Кречинского» и драма «Дело». Была разрешена царской цензурой к постановке лишь в 1899 году. Литературоведы отмечают в пьесе близость к абсурду Ф. Кафки.
В предыдущей пьесе средней руки судейский чиновник Тарелкин помогает Варравину, своему начальнику, получить крупную взятку, но тот отказывается делиться деньгами. Тарелкин инсценирует собственную смерть, чтобы сбежать от кредиторов. Он собирается присвоить себе личность недавно умершего соседа по квартире, Копылова. Тарелкин планирует скрыться и шантажировать Варравина публикацией инкриминирующей переписки, которую ему удалось выкрасть из стола начальника. Варравин и другие коллеги Тарелкина собираются на квартире усопшего и скидываются по три рубля на похороны. В квартире царит полумрак, в гробу лежит кукла, но разглядеть ее не представляется возможным-Тарелкин с помощью Мавруши напихал в гроб гнилой рыбы и подойти желающих не находится. Гроб выносят, его похоронит пристав Расплюев. Тарелкин в обличии Копылова и Расплюев пьют водку и поминают усопшего. Входит Людмила Спиридонова. Выясняется, что у Копылова с ней двое детей. Тарелкин выгоняет ее вон. Приходят Варравин в образе Полутатаринова и группа кредиторов, ищут имущество, оставшееся после Тарелкина. Тарелкин-Копылов сообщает, что ничего в доме не осталось и отправляет их в полицию. Варравин остается, чтобы найти бумаги. Между Тарелкиным и Варравиным происходит разговор, в котором последний негативно отзывается об «усопшем». Тарелкин обижается, чем и выдает себя. Варравин его узнает. Появляется полицейский с сообщением, что Копылов умер и требуется описать его имущество. Расплюев удивлен-если Копылов умер, а Тарелкина он похоронил собственноручно, то кто же перед ними? Варравин-Полутатаринов сообщает, что перед ними восставший мертвец, сосущий кровь. Тарелкина скручивают и тащат в полицию.
В полиции их встречает Варравин в своем настоящем облике и сажает Тарелкина в камеру, запретив поить арестанта.
Расплюева назначают следователем по делу «вурдалака». Приходит врач и сообщает, что арестованному плохо, ему нужна вода. Расплюев и громилы-мускатеры начинают следствие. Расплюев вызывает Людмилу и допрашивает ее по поводу Копылова. В итоге ее арестовывают за сожительство с вурдалаком. Входит помещик Чванкин, который переписывался с Копыловым. Чванкин ведет себя вызывающе и его арестовывают. Входит виноторговец Попугайчиков, тоже якобы знавший Копылова. От ареста Попугайчиков откупается сотенной бумажкой. Вводят дворника, избивают его и допрашивают о Копылове. Следователь Расплюев сообщает залу, что «вот теперь начинает силу чувствовать». Снова вводят Чванкина, угрожают ему, он подтверждает, что Копылов-вурдалак. Приходит Варравин, в комнату вносят Тарелкина. Тот готов сознаться в чем угодно, лишь бы получить воды. Варравин требует отдать бумаги, Тарелкин держится, но когда Варравин приносит стакан с водой, сдается. Получив бумаги, Варравин отпускает Тарелкина. Тот собирается уехать в Москву под видом Копылова. В последние минуты пьесы он обращается к зрительскому залу с вопросом-не нужен ли кому управляющий имением…
В заключительной пьесе трилогии автор продолжает начатую Гоголем и Салтыковым-Щедриным тему изобличения глупости, жадности и бюрократии. Вместе с тем «Смерть Тарелкина» заметно более абсурдна, а бюрократия в пьесе даже гротескна. В произведении нет положительных персонажей, цитируя собственно Тарелкина, «нет людей-все демоны». Количество зрителей в СССР-4 миллиона человек.