Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Веселые ребята

1934, 90 мин., ч/б, «Московский кинокомбинат»
Режиссер и сценарист Григорий Александров, сценаристы Николай Эрдман и Владимир Масс, композитор Исаак Дунаевский
В ролях Леонид Утесов, Любовь Орлова, Мария Стрелкова, Елена Тяпкина, Федор Курихин, Арнольд Арнольд, Роберт Эрдман

Веселая музыкальная история о похождениях талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Будучи принятым за модного заграничного гастролера, простодушный Костя произвел сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижером джазового оркестра, а домашняя работница Анюта-певицей. Репетиции по подготовке к выступлению на сцене Большого театра его оркестр проводит на похоронах…
Картина снималась в Гаграх и Одессе (теплоход «Крым»). Первая советская музыкальная кинокомедия, завоевавшая популярность и всенародную любовь. Песни напевают и поныне, порой того даже не замечая. Даже сейчас невероятные приключения талантливого пастуха Кости Потехина смотрятся свежо. Такие картины не устаревают. Это настоящая классика мирового кинематографа. Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеется». На международном кинофестивале в Венеции фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включен в шестерку лучших в мире кинолент. Из старой рецензии:
«Жизнь хороша, и жить хорошо!». Эти слова В. Маяковского как нельзя лучше характеризуют оптимистическое и бодрое отношение трудящихся Страны советов к жизни. Уже давно зрители требуют от кино создания таких фильмов, которые в веселой и занимательной форме отражали бы их жизнерадостность, давали бы зрителю зарядку веселья и смеха. Однако наши киномастера оставались равнодушными к этим требованиям массового зрителя, совершенно не уделяя внимания работе и поискам в области комедийного жанра. В пылу своих ожесточенных споров «о смехе и проблеме смешного в кино» они, видимо, забыли о том, что посетителям советских кинотеатров не станет веселее от отсутствия комедий на экранах. Поэтому, когда молодой талантливый кинорежиссер Г. В. Александров около года назад начинал свою работу над звуковой «Джаз-комедией», его также вовлекли в водоворот киноспоров и дискуссий. Долго шли споры о «Джаз-комедии», о том, что она «не разрешает проблемы советского смеха, что она лишь суммирует достижения буржуазной, в частности американской комедии». Режиссер ездил с одного кинособрания на другое, прислушивался, отвечал, возражал. Вероятно, этот спор продолжался бы еще и по сей день, и сейчас вместо озвучивания уже законченной вещи Г. В. Александров все еще давал бы различные пояснения. Но обе стороны утомились от дискуссий, и группа, наконец, получила возможность производить съемки. И действительно, «Джаз-комедия» не претендует ни на какие новые откровения: это комедия положений, целиком построенная на советском материале, в условиях советской действительности. Ее цель-вызвать здоровый смех. Строится она в органическом сочетании с простой и доходчивой музыкой, пронизана мелодичными жизнерадостными, легко запоминающимися песенками, которые, несомненно, подхватят зрители. Действие в картине происходит то на животноводческой ферме, то на пляже в Гаграх, то на улицах Москвы, в Мюзик-холле, в Большом театре. В основу сюжета взята незатейливая история пастуха Кости Потехина, который после ряда веселых приключений становится известном дирижером. Параллельно комедия рассказывает о домработнице Анюте, любящей Костю; Анюта меняет свою профессию на профессию артистки. По ходу развития действия его герои попадают в комедийные положения, в него вводятся музыкальные аттракционы и эксцентрические номера. Таким образом без всяких «выкрутасов», в понятной, веселой и легкой форме режиссер картины стремится показать, что в условиях напряженной работы, в которых ведется социалистическое строительство, живется весело и бодро. И бодрость и веселость-основные настроения, которые должна дать «Джаз-комедия». Эта картина является своеобразным «киноревю», обозрением. Г. В. Александров в бытность свою в Америке с С. М. Эйзенштейном много видел и изучал новейшие технические достижения американского кино. И в своей работе над «Джаз-комедией» он впервые в Советском союзе применил некоторые из этих интереснейших нововведений: транспарантную и комбинированную съемки. Не выезжая из павильона фабрики, Г. В. Александров и его оператор В. Нильсен снимают любые сцены: на пляже в Гаграх, ночные эпизоды при луне, людные московские площади, сцену и зал Большого театра, несуществующий огромный Мюзик-холл и многие другие требующиеся по ходу действия эпизоды. Все это достигалось применением метода транспарантной съемки. Сущность его заключается в том, что на готовый кусок фильма с ранее снятым определенным сюжетным фоном (море, горы, поле, улица, зрительный зал) можно доснять любых действующих лиц и животных, нужные декорации и трюковые моменты. Сама техника транспарантной съемки в общем несложна. Готовый кусок позитива с нужным фоном окрашивается в красный цвет по особой рецептуре. Окрашенный позитив заряжается в съемочный аппарат вместе с негативной пленкой. В павильоне, где производится съемка, устанавливается большой синий экран, который освещается тоже красным светом. Между синим фоном и киноаппаратом помещается объект, который нужно заснять. Этот объект (актер, декорация) дает самостоятельное изображение на негативе, так как красные лучи свободно проникают через позитив, окрашенный в красный цвет. Все окружение объекта, имеющееся уже на позитиве (горы, море, улица), попадая на фон синего экрана, также дает негативное изображение, совмещенное с объектом. Транспарантная съемка дает огромную экономию: сокращает расходы на постройку сложных декораций, уничтожает необходимость посылки дорогостоящих экспедиций на юг, на север, в горы. Актер может быть снят в горах Памира, во льдах Арктики, в раскаленных песках Кара-Кума, на крыше сорокаэтажного небоскреба-словом, всюду, где этого потребует замысел сценариста и режиссера. Такой способ съемки особенно незаменим при производстве трюковых и фантастических картин. Человек, спасаясь от преследований злодеев, бежит по карнизу небоскреба, каждый миг рискуя сорваться и полететь на мостовую. Внизу видна улица с проезжающими по ней автомобилями, толпой равнодушной публики, спешащей по своим делам. Зрители с замиранием сердца следят за всеми приключениями смельчака и, наконец, спокойно вздыхают, когда он с ловкостью обезьяны по телеграфной проволоке перебирается на противоположный дом. Эти и тысячи им подобных трюков в американских фильмах, щекочущих нервы зрителей, спокойно снимаются в павильонах кинофабрики по методу транспарантной съемки без всякого риска для жизни актера. По ходу действия «Джаз-комедии» таким же способом снимались эпизоды у Большого театра и на его сцене, где якобы выступали участники фильма-музыканты «веселые факельщики». А на самом деле оператор брал пленку с видом Большого театра, затем кусок из хроники с его зрительным залом и снимал на них все необходимые по сюжету моменты. Или, например, для картины требовалось снять проезд ночью, под проливным дождем, бешено мчащегося похоронного катафалка. Технически это сделать почти невозможно, даже если вывезти на улицу огромное количество осветительной аппаратуры. Тогда на помощь приходит транспарантная съемка. Днем оператор В. Нильсен со своим помощником выезжают на маленьком грузовике и снимают нужные улицы, по которым должен проезжать катафалк. Эти куски затем вместе с пленкой негатива заряжаются в киноаппарат, и начинается транспарантная съемка. Катафалк ставится перед синим экраном, но приподнимается на домкратах, чтобы его колеса вертелись в воздухе. Сверху устанавливается опрыскиватель, обильно поливающий водой артистов, находящихся на катафалке. Запущенный пропеллер маленького самолета создает иллюзию сильного ветра, развевающего платье артистов, срывающего с них головные уборы. В итоге на пленку заснят катафалк, мчащийся под настоящим проливным дождем, и зритель услышит цокот копыт и шум сильного дождя. Интересной была также съемка «ложи в Мюзик-холле». Здесь в качестве транспарантного фона был использован позитив комбинированной съемки сцены Мюзик-холла с макетом. И впервые в истории операторской техники удалось получить двойное комбинированное сочетание: сначала снималась сцена Мюзик-холла с макетной подставкой, затем через позитив этой съемки доснята ложа со зрителями. В результате на экране зритель увидит кадры обычного театрального зала и сцены, съемка которых в других условиях потребовала бы сооружения грандиозных дорогостоящих декораций. Больших трудов стоило провести съемку многочисленных животных, участвующих в «Джаз-комедии». Приходилось приучать их к яркому, ослепительному свету павильонных «солнц», проявлять массу выдумки и терпения, чтобы добиться требуемых результатов. Но образцовая и ударная съемочная группа Г. В. Александрова добилась и здесь больших успехов. Нередко ассистент режиссера И. Симков становился дрессировщиком, заставляя своих четвероногих «артистов» исполнять указания режиссера и оператора. Трудно, например, вызвать улыбку у огромного быка «Мишки» в тонну весом. «Мишке» вовсе не до смеху, и поэтому он не особенно склонен исполнять капризы режиссера. Но появляется И. Симков и резиновым баллоном в ноздри «Мишки» вдувает порцию нюхательного табаку. «Мишка» чихает, и оператор В. Нильсен снимает оскал зубов, который на экране будет выглядеть как улыбка. Пастух Костя на пляже объясняется в любви домработнице Анюте. Эта сцена снимается как и многие другие в павильоне на фоне ранее заснятого гагринского пляжа. Но как дать здесь, в Москве, на Потылихе, тихий прибой волн, как бы аккомпанирующий этой сугубо лирической сцене? И здесь начинается область ассистента - шумовика Вали Лодыгиной. Валя равномерно вертит ручку большого барабана, в котором перемешаны сухие листья с маленькими камешками, издающими характерные шуршащие звуки. В кино зритель получит полную иллюзию морского прибоя. Точно так же Валя со своими шумовиками при помощи гороха и листа жести изобразит шум проливного дождя, цоканье копыт лошади и массу различных звуков. требующихся для оформления «Джаз-комедии». Можно было бы рассказать еще о многих занятных моментах из практики работы группы Г. В. Александрова, приоткрыв завесу над «кулисами» кинопроизводства. Чем лучше организована вся подготовительная работа к съемке, чем больше проведено трудных черновых репетиций, тем слаженнее и высококачественнее получается фильм. Зритель сидит в кинотеатре и не подозревает о тех усилиях, которые порой затрачивает весь съемочный коллектив для получения того или иного на вид простого и легкого эффекта. Впрочем, наши зрители в скором времени сами смогут отдать должное работе режиссера Г. В. Александрова и его коллектива. Веселая, эксцентрическая «Джаз-комедия» в ближайшее время выходит на экран.
Музыку к песне «Марш веселых ребят» написал Исаак Дунаевский по мотиву, напетому Григорием Александровым. Ему понравился увиденный за границей мексиканский фильм «Вива, Вилья!», и «Веселые ребята» он первоначально представлял себе как своеобразную пародию на этот фильм. Утесов поет вовсе не про то, что «любят песню деревни и села, и любят песню большие города». Настоящие слова-«так будь здорова, товарищ корова. А ну, давай, не задерживай, бугай». Натурные сцены фильма снимали в Гагре. Сцену, где разномастное стадо вламывается в банкетный зал, снимали на даче Сергея Петровича Федорова-лейб-медика царской фамилии, первым в мире сделавшего переливание крови. Чтобы животные вбегали в залы дачи на звук пастушьей дудочки, было предложено не поить животных целый день, а затем выпустить, предварительно показав корыта с водой. Для того чтобы снять сцену, как коровы и козы едят мебель-бутафоры сделали ее из соломы, макарон и вермишели. Во время съемок две коровы свалились от жары в обморок, третья упала с высокого откоса и грохнулась на дорогу. Поросенок напился с первого дубля-выпив тарелку коньяка, он пошел шататься по столу, круша посуду в пьяном угаре. А вот бык создал некоторые проблемы. Вылакав десять литров водки, он начал бесчинствовать, сорвался с привязи и стал гоняться за съемочной группой. С трудом быка загнали в стойло, и что с ним дальше делать? Позвали гипнотизера, потом дрессировщика Дурова-все тщетно. Помог ветеринарный врач, который посоветовал налить быку водки с бромом. Бык успокоился. Просмотр фильма «Джаз-комедия» (рабочее название) проходил на даче Алексея Максимовича Горького под Москвой. Среди зрителей был деревенский парень, воскликнувший по окончании просмотра: «Веселые ребята!». Так фильм получил свое настоящее имя.
«Веселые ребята» стали первой советской музыкальной комедией мирового уровня. Идея ее создания родилась у Г. Александрова во время командировки в Голливуд, где он увидел лучшие американские мюзиклы, познакомился с новой кинотехникой, новаторскими приемами съемки и достижениями в области звукового кино. В основу сценария было положено ревю «Музыкальный магазин» Леонида Утесова и его Теа-джаз оркестра в Ленинградском мюзик-холле, имевшее шумный успех. Сценарий был написан ударными темпами за два с половиной месяца. Генератором идей был Николай Робертович Эрдман (1902-1970)-талантливый и остроумнейший человек, чьи афоризмы, репризы, частушки были у всех на слуху. Широкую известность ему принесли пьесы «Мандат» (1925) и «Самоубийца» (1928). За свои шуточки он и поплатился: на съемках «Веселых ребят» в Гаграх был арестован, его имя убрали из титров фильма. Затем последовало запрещение проживать в столице, высылка в Енисейск, потом Томск. В ссылке он написал для Александрова сценарий «Волга-Волга» (1938). Во время войны работал в артистических бригадах. Затем Берия (в издевку) зачислил его в ансамбль песни и пляски НКВД. Фильм «Смелые люди», снятый в 1950 году по его сценарию, понравился И.В. Сталину, после чего Эрдману были возвращены гражданские права и даже вручена Сталинская премия. По сценариям Эрдмана поставлены известные фильмы: «Здравствуй, Москва» (1946), «Застава в горах» (1953), «На подмостках сцены» (1956). Вместе с И. Дунаевским режиссер уже полностью закончил фонограмму фильма, а актеров на главные роли все не было. Александрову предложили посмотреть актрису Музыкального театра Немировича-Данченко Любовь Орлову. Он увидел ее в главной роли в оперетте «Перикола» и понял, что нашел и свою Анюту, и женщину мечты. У выпускницы Московской консерватории, подрабатывающей в кинотеатрах тапером, уже был неудачный опыт в кино, и предложение неизвестного режиссера она встретила без энтузиазма. «Мы азартно спорили первые несколько дней нашей многолетней совместной творческой жизни. Спорили до тех пор, пока не поняли друг друга. А поняв, прожили душа в душу более сорока лет» (Александров). Правда, это официальная, «мифологическая» версия. По другой-сама начинающая актриса, мечтавшая об этой роли, пригласила весьма неравнодушного к женской красоте молодого режиссера на романтический ужин на квартиру подруги (естественно, отсутствующей), и наутро не только вожделенная роль, но и сердце Александрова оказались ее. Потом она снялась в фильмах «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Ошибка инженера Кочина» (1939), «Светлый путь» (1940), «Дело Артамоновых» (1941), «Одна семья» (1943), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949), «Мусоргский» (1950), «Композитор Глинка» (1952), «Первый парень» (1958), «Человек человеку» (1958), «Русский сувенир» (1960), «Скворец и Лира» (1972). Режиссеру пришлось немало потрудиться, чтобы утвердили Леонида Утесова, так как кинематографическое начальство хотело видеть в роли Кости Потехина молодого, атлетически сложенного и лучезарного представителя советской молодежи. Но Александров, признавая, что певец несколько староват для этой роли, считал, что, перенося на экран идею Утесова, неэтично брать другого исполнителя. Однако впоследствии у них произошел серьезный конфликт. Леонид Осипович обиделся на то, что его не просто оттеснили в фильме на второй план, в тень Любови Орловой, но и обошли официальными наградами (за фильм актрисе одной из первых в стране присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а Утесову лишь вручили фотоаппарат). Наплевав на этические соображения, через несколько лет режиссер переозвучил Утесова голосом другого певца-Владимира Трошина. И только всеобщее возмущение побудило восстановить status quo: через несколько лет первоначальная фонограмма была восстановлена. Съемки фильма-впервые!-под готовую фонограмму проходили в Гаграх. В нем многое было впервые: длинные панорамы, необычные трюки, сложная работа с животными. Чтобы показать, к примеру, пьяного поросенка, его действительно напоили коньяком. Он блестяще «сыграл», иллюстрируя народную поговорку «пьян как свинья», но утихомиривали его долго и всей киногруппой. По замыслу режиссера пьянство, как осмеиваемый порок, представало и в образе быка. Для этого быка напоили водкой, но тот словно обезумел: сниматься не захотел, сбросил Орлову (которая сильно травмировала спину) и устроил во дворе «Мосфильма» страшный погром. Только когда водку разбавили бромом, животное оказалось таким, как надо: пьяным и тихим. Вся группа работала с азартом. Но со сдачей картины были большие сложности, пока Александров не показал ее Горькому. Тот от души посмеялся и организовал показ для членов ЦК. Когда Сталин сказал: «Хорошо! Я будто месяц побывал в отпуске»-картину выпустили на экран, и она сразу и на долгие годы стала любимейшим фильмом народа. Показанный в декабре 1834 года на II Международном кинофестивале в Венеции фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включен в число шести лучших художественных лент фестиваля. Александров снял фильмы «Цирк» (1936-Сталинская премия, 1941), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949-Сталинская премия, 1950), «Композитор Глинка» (1952), «Человек человеку» (1958), «Русский сувенир» (1960). В 1972 году начал съемки фильма «Скворец и Лира» (окрещенного шутниками «Склероз и климакс»), где смертельно больная 70-летняя Орлова играла 40-летнюю женщину. Показанный в 1974 году, фильм оказался провальным и лег на полку.