Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман  Военно-полевой роман

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Военно-полевой роман

Военно-полевой роман

1983, 92 мин., «Одесская киностудия»
Режиссер и сценарист Петр Тодоровский, композиторы Игорь Кантюков и Павел Смеян
В ролях Николай Бурляев, Наталья Андрейченко, Инна Чурикова, Виктор Проскурин, Всеволод Шиловский, Александр Мартынов, Зиновий Гердт, Елена Козелькова, Екатерина Юдина, Ольга Анохина, Алексей Ванин, Юрий Дубровин, Наталия Ченчик, Владимир Юрьев

Красавица-медсестра Люба любила комбата, но он погиб, оставив ее с ребенком на руках. После войны ее случайно встречает на улице бывший солдат Саша Нетужилин, который на фронте был в нее влюблен-тайно и беззаветно. Теперь его жизнь кажется вполне благополучной, ее же-несчастной. Его прежнее чувство вспыхивает с новой силой. И эта любовь спасает ее, возвращает к жизни. Только замуж она выходит все равно за другого…
История, которую рассказал и снял бывший фронтовик Петр Ефимович Тодоровский (р. 1925)-режиссер, оператор, сценарист, композитор, каждый фильм которого становился заметным явлением нашего кино, о котором критики спорили до хрипоты, а зрители голосовали кошельками, не выдумана. Тодоровский снял «Верность» (1964), «Фокусник» (1967), «Городской романс» (1969), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочка» (1989), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998), «Риорита» (2008) и др. Однажды в толпе ему послышался знакомый голос, он оглянулся и среди торговок увидел-или ему показалось?-женщину, которую встречал на фронте. И не смог себя заставить подойти, потому что так похожа и не похожа была эта тетка в платке и валенках, кричавшая прокуренным голосом: «Пирожки!»-на ту богиню из санбата, в которую были влюблены все солдаты. Рядом с ней стояла маленькая замерзшая девочка. Тодоровский потом несколько раз приходил на то место, но больше женщину не видел. И тогда он написал сценарий про то, как бывший солдат Саша Нетужилин узнаёт в опустившейся торговке свою юношескую любовь и… не проходит мимо. Роль свого альтер эго режиссер доверил сыграть Николаю Петровичу Бурляеву (р. 1946) и в выборе не ошибся. Бурляев, роли которого в фильмах Тарковского «Иваново детство» (1962) и «Андрей Рублев» (1966) вошли в золотой фонд мирового кино, снимался также в фильмах: «Вступление» (1962), «Герой нашего времени» (1965), «Мама вышла замуж» (1969), «Семейное счастье» (1969), «Игрок» (1972), «Трын-трава» (1976), «Маленькие трагедии» (1979), «Проверка на дорогах» (1985), «Лермонтов» (1986), «Юность Бемби» (1986), «Мастер и Маргарита» (1994), «Какая чудная игра» (1995) и др. Он талантливо раскрыл душевные метания совестливого интеллигента, который прикладывает все усилия, чтобы вытащить женщину из той жизни, в которой она оказалась, и вернуть ту, прекрасную и потерянную, помочь поверить в себя. И понимает, как делает несчастной, ранит свою жену Веру. Он не может сделать выбор в пользу одной из них, но жизнь выбирает за него… Роль Любы Антиповой-мечты всего батальона и любимой женщины погибшего командира, от которого осталась только память и дочка-одна из ярких и драматичных в биографии Натальи Эдуардовны Андрейченко (р. 1956), которая сыграет немало звездных ролей в кино. В частности: «Мэри Поппинс, до свиданья!» (1983), «Прости» (1986-лучшая актриса года по опросу «Советского экрана»), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), «Подари мне лунный свет» (2001), «Грехи отцов (2004), «Очень русский детектив» (2008), «Жизнь взаймы» (2009) и др. А Инна Михайловна Чурикова (р. 1943), как никто умеющая совмещать в своих героинях смешное с трагическим, делая их такими понятными и близкими каждому, создала образ жены Саши Нетужилина-Веры, за который получила главный приз за лучшую женскую роль на МКФ в Берлине (1983). Чурикова снялась в фильмах «Стряпуха» (1965), «Старшая сестра» (1966), «В огне брода нет» (1967), «Начало» (1970-лучшая актриса 1971 года по опросу «Советского экрана»), «Тема» (1979), «Васса» (1983), «Курьер» (1986), «Ребро Адама» (1990), «Плащ Казановы» (1993), «Курочка Ряба» (1994), «Ширли-мырли» (1995), «Благословите женщину» (2003), «Казус Белли» (2003), «Московская сага» (2004), «Тайны дворцовых переворотов» (2008) и др. Петр Тодоровский профессионально не учился музыке, но дар «слышать свою музыку» у него от Бога. И в этом фильме он впервые рискнул и на стихи Геннадия Шпаликова сочинил песню «Городок провинциальный», которая задала тональность всей картине. Он как-то сказал: «После того как в «Военно-полевом романе» я сочинил и главную тему, и песенку на слова Шпаликова, я стал писать музыку ко всем последующим своим фильмам. И выдающиеся кинокомпозиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, царство им небесное, даже говорили мне по этому поводу всякие приятные слова». Фильм собрал 14, 7 миллионов зрителей-по тем меркам немного, но получил большое число наград: Западный Берлин-84, ВКФ-84 (Киев); ХХIХ МКФ Вальядолид-84 (Испания) (приз за лучший сценарий, написанный самим режиссером); Жданов-83; Кинопресса-85 (ГДР). Также был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший зарубежный фильм». Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Где ты ее откопал? (Люба)-Вера. Давай ребеночка родим? Нетужилин. Прямо сейчас?-Нетужилин. Мне пирожки. Люба. Сколько? Нетужилин. Все!-Проходите, не бойтесь, у нас уже несколько миллионов лет не было случая людоедства (Вера). Сделай так, чтоб я тебя потерял из виду. У мужчин бывает только один недостаток, на остальные я смотрю сквозь пальцы (Люба).