Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
«Школа
мужества» поставлена была в 1954 году на «Мосфильме» выпускниками ВГИКа
Владимиром Басовым и Мстиславом Корчагиным по мотивам произведений Аркадия
Гайдара («Школа»). Фильм сохранил гайдаровское восприятие революционных
лет как «веселого времени». Герой фильма Борис Голиков (Леонид Харитонов),
подросток, потом юноша, сначала неспособный разобраться в сложных событиях
того времени, преодолевая ошибки и заблуждения, пройдя прекрасную «школу
мужества»-Красную Армию-вырастает в настоящего коммуниста. Чувство коллективизма,
а также честность, искренность естественно и органически приобщают его
к армии революционеров. Характерно, что фильм, в котором показаны и трудности
тех лет и смерть, получился светлым, ясным, оптимистическим. В нем явственно
ощутимы традиции наших историко-революционных картин 30-х годов. «Школа
мужества» была удостоена первой премии за «лучший воспитательный фильм»
на VIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1954 году.
У картины «Тревожная молодость», поставленной в 1955 году начинающими
режиссерами Аловым и Наумовым (по трилогии Беляева «Старая крепость»),
много общего с фильмом «Школа мужества». Суть их близости в единой героико-романтической
настроенности, в отображении революции как «веселого», «тревожного» (читай-прекрасного)
времени, формирующего в человеке мужество, гражданственность, партийность.
Если в первом фильме этот романтический пафос определялся преимущественно
образом главного героя, то во втором он достигается в основном созданием
атмосферы, колорита, духа эпохи, иначе говоря, преимущественно режиссерско-операторскими
средствами (темп, ритм, тональность, массовки). Актерское же решение главных
ролей в «Тревожной молодости», к сожалению, оказалось не на высоком уровне.
Возможно, здесь подвел типажный принцип подбора исполнителей. В результате
психологически наиболее убедительный и достоверный образ фильма-это предатель
и диверсант Котька Григоренко в исполнении Николая Рыбникова.
Вскоре те же постановщики ставят картины «Павел Корчагин» (1956) и «Ветер»
(1958), в которых, особенно во втором фильме, к сожалению, обнаруживается
совершенно иной, чем это было в «Тревожной молодости», взгляд на годы
революции. Они выглядят как пора мрачная, фатально требующая жертв. Если
герои «Тревожной молодости» шли в революцию, как это и было в действительности,
радостно, то для героев «Павла Корчагина» и особенно «Ветра» служить революции-значит
обречь себя на страдания и смерть, заведомо отречься от радости и непосредственности,
свойственных молодости. Это умозрительное толкование эпохи на конкретном
языке кино прозвучало субъективно и, по существу, неверно. Но следует
учесть, что близкие по своей стилистике картины «Павел Корчагин» и «Ветер»
вместе с тем существенно отличаются одна от другой. Можно, например, не
соглашаться с экранной трактовкой образа Павла Корчагина, сравнивая его
с любимым литературным образом. Но нельзя отрицать, что перед нами живой
человеческий характер, воплощенный на экране актером (Лановой). Герои
же фильма «Ветер»-это не образы-характеры, а носители надуманных авторских
идей и понятий.
Фильму «Сорок первый» (1956), созданному Григорием Чухраем по одноименному
рассказу Лавренева, на X Международном кинофестивале в Каннах (1957) была
присуждена специальная премия за «оригинальный сценарий, гуманизм и высокую
поэтичность». Художественные достоинства картины высоко оценила и наша
печать. И действительно, композиционное построение фильма, его изобразительное,
особенно колористическое решение, темпераментная и впечатляющая игра актеров
(Олег Стриженов и Изольда Извицкая)-словом, все средства были использованы
режиссером для того, чтобы как можно более эмоционально передать свое
отношение к той эпохе, ее событиям и участникам.
В лучших традициях советского киноискусства и литературы воплощена центральная
тема историко-революционных фильмов-герой и эпоха-в кинотрилогии «Тихий
Дон», поставленной Сергеем Герасимовым в 1957-1958 годах по одноименному
роману Михаила Шолохова. Тысяча пятьсот страниц шолоховского произведения
были уложены в пять часов экранного времени. В фильме сохранен присущий
роману революционный пафос, глубокий реализм в изображении острейших социальных
конфликтов, сочность бытописания народной жизни, а главное-правда времени
и среды, правда характеров, показанная в исторически обусловленном взаимодействии.
Как и роман, фильм-народная эпопея. Вместе с тем «Тихий Дон»-остродраматическое
произведение. В нем судьба каждого героя показана в момент ее перелома,
поворота. Следуя классическим законам драмы, трилогия движется по восходящей,
неуклонно устремляясь к точке высшего драматического напряжения-кульминации.
В фильме широко использована музыка (особенно народные казачьи песни),
киноживопись (выразительные реалистические портреты, лирические пейзажи,
колоритные батальные сцены). Щедро и изобразительно в нем применены монтаж
и ритм, точки съемки, план. Все эти элементы, органически соединяясь,
создали неповторимый стиль фильма «Тихий Дон». И вместе с тем все они,
способствуя раскрытию судеб человеческих как судеб народных, делают этот
фильм действительно шолоховским. Исполнители пятидесяти главных ролей
и более двухсот, руководимые режиссером, последовательным сторонником
актерского кинематографа, выступили как единый художественный ансамбль.
В нем выделяется ряд зрелых актеров, мастеров внутреннего перевоплощения.
Любопытно, что в их отборе участвовал Шолохов. Особенно следует отметить
колоритную речь персонажей фильма. Богатство языка Шолохова-писателя дополнилось
тончайшими нюансами актерской интонации. Кинотрилогия «Тихий Дон»-значительное
явление современного кино. Будучи экранизацией известного литературного
первоисточника, она в то же время стала вполне оригинальным произведением,
в котором шолоховская идейно-художественная концепция нашла свое яркое
кинематографическое решение. Картина получила большую прессу. Она была
хорошо встречена широким зрителем. На Международном кинофестивале в Карловых
Варах ей присудили почетную премию.
В начале 50-х годов были сделаны новые, но, к сожалению, еще робкие попытки
воссоздать на экране образ Ленина. Таковы фильмы «Незабываемый 1919-й
год», где в роли Ленина выступил актер Молчанов, и «Вихри враждебные»
(актер Кондратьев). Только со второй половины 50-х годов ленинская тема
и образ Ленина получили достойное художественное воплощение. При разработке
этой ответственной темы наряду с кинематографическим опытом прошлых лет
были использованы достижения и других видов искусства-литературы, живописи
и особенно театра. Своеобразие решения ленинской темы в киноискусстве
50-х годов связано с ведущей тенденцией современного кино-пристальным
вниманием к внутреннему миру человека, изучением его не в исключительных
и обычных обстоятельствах жизни. Применительно к ленинской теме эта тенденция
выражается в стремлении показать Владимира Ильича как человека, раскрыть
богатство и красоту его личности, показать его в делах повседневных. И
если в довоенные годы фильмы о Ленине были преимущественно эпико-историческими
хрониками или драмами, то в современном кино это чаще всего-кинорассказ,
вставная новелла. Некоторые же фильмы носят явно мемуарный характер, они
как бы воспроизводят воспоминания очевидцев.
О Ленине рассказывается более чем в двадцати полнометражных художественных
фильмах, созданных в рассматриваемое время. Но лишь в трех из них-«Семья
Ульяновых», «Рассказы о Ленине» и «В начале века»-образ Ленина является
центральным. В остальных же картинах Ленин показан лишь в отдельных эпизодах,
чаще всего в финале картины, когда разрешаются конфликты и завершается
действие. В одних фильмах зритель видит Ильича на различных собраниях,
конференциях, встречах («Вихри враждебные», «Они были первыми», «Правда»,
«По путевке Ленина», «Андрейка»), в других-постановщики стремятся показать
его в обстановке «неофициальной»-в «частных беседах», в кулуарах, за обеденным
столом, на прогулке.
В фильмах «Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине», «В начале века» все
драматургические и изобразительные средства подчинены актерскому решению
образа Ленина. «Семья Ульяновых» (1957) повествует о юношеских годах Ленина,
о его жизни в Симбирске. Ульянов-гимназист показан главным образом в семье,
где центральное место занимает мать. Эту роль проникновенно сыграла Гиацинтова.
С художественным тактом исполнил роль Володи Ульянова молодой актер Коровин:
он сумел передать и юношескую порывистость своего героя и его не по годам
зрелый образ мыслей. Фильм «В начале века» (1961) как бы продолжает биографическое
повествование о Ленине. В этой картине Владимир Ильич показан в период
ссылки в село Шушенское, а затем в годы создания газеты «Искра». Авторам
удалось передать кипучую, непрекращающуюся в любых условиях деятельность
Ленина (актер Юрий Каюров), его общительность, близость к простым людям.
К созданию образа Ленина привлечены в 50-е годы (и позже) разные актеры.
И все же самым выдающимся исполнителем роли Ильича остается Максим Штраух,
создавший образ Ленина в кинокартинах режиссера Сергея Юткевича «Рассказы
о Ленине» и «Ленин в Польше».
Кинокартина «Рассказы о Ленине» вышла на экраны в апреле 1958 года, к
88-летию со дня рождения Владимира Ильича. Фильм состоит из самостоятельных
новелл. Первая киноновелла-«Подвиг солдата Мухина»-повествует о жизни
Ленина в Петрограде и Разливе летом 1917 года. Вторая-«Последняя осень»-посвящена
последним годам жизни Ильича в Горках. Эти два произведения не равноценны.
Конечно, есть безусловные удачи и в первой новелле. Так, например, весьма
удачен ряд эпизодов, показывающих Ленина в Разливе. Талантливо сыгранные
актером, экспрессивно снятые оператором и сопровождаемые удивительно гармонической
музыкой, они глубоко волнуют зрителей. Замечателен эпизод, когда Ленин
на паровозе уезжает в Финляндию. В озаренную ярким пламенем топку бросает
он дрова-все азартнее, радостнее, и все быстрее и стремительнее несется
вперед поезд-поезд Революции и ее машинист Ленин. Но в целом кинорассказ
«Подвиг солдата Мухина» нельзя отнести к художественным открытиям. Солдат
Мухин повторяет собой типы людей из народа, знакомые по ленинским фильмам
30-х годов. Стандартны образы офицеров, выведенных в этом рассказе, один-глупый,
грубый и примитивный, другой-умный, холодный, расчетливый. Почти все эпизоды
картины снимались в тех самых исторических местах, где жил и работал Ленин.
На экране возникают Разлив, дом рабочего Емельянова, паровоз, на котором
уезжает Владимир Ильич в Финляндию. Все эти интересные сами по себе кадры
не заключали в себе новых художественных обобщений. В противоположность
новелле «Подвиг солдата Мухина» «Последняя осень»-подлинно новаторское
произведение современного кино. Фильм этот отчетливо «настроенческий».
Фильм прекрасно передает чувства, настроения, отношение советского народа
к болезни и смерти Ленина. «Последняя осень»-как бы воспоминания умного,
наблюдательного и тонкого человека о живом Ильиче. «Последняя осень»-глубокое
философское раздумье об Ильиче. Это правдивый художественный рассказ не
о болезни и смерти Ленина, а о его жизни и бессмертии. В 1958 году исполнитель
роли Ленина Максим Штраух был удостоен звания лауреата Ленинской премии,
а на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах ему присудили премию
«За своеобразное, впечатляющее и глубоко человеческое воплощение образа
Ленина».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16